«Мы приходим к примечательному и весьма важному для нас выводу, что означает незнание Пушкина для русского человека. Это незнание фактически исключает человека из орбиты родной культуры, делает его сторонним, внешним наблюдателем, а если выразиться еще точнее, потребителем, а не носителем русской культурной традиции".
По словам Патриарха Кирилла, Пушкин действительно смог осуществить «синтез трех основных языковых категорий — церковнославянской, европейской и национально-русской», который стал идеальной нормой литературного выражения. Но по его убеждению Пушкин сделал гораздо больше.
"Он смог не только «уравновесить» упомянутые категории в языке, но и восстановить баланс в отечественной культуре, соединив три значимых вектора в ее развитии: православную церковную традицию, народное начало и европейские влияния.
Три бурных ручья соединились в полноводную могучую реку русской культуры, питающейся от живительных истоков Православия, черпающей вдохновение в глубинах народной жизни и не отделяющей себя от европейского наследия.
В гармоничном сочетании этих трех факторов, заложенных в нашей национальной идентичности, русский человек способен наиболее полно проявить свой созидательный творческий потенциал, дарованный ему Богом."